8 (495) 542-64-58

Общие сведения об устройстве вагонов

Категория:  Полезная информация / Железнодорожные перевозки

Общие сведения об устройстве вагонов

 

Все вагоны состоят из следующих основных узлов:

  • кузов с рамой,
  • ходовые части,
  • автосцепные устройства,
  • тормозное оборудование.

Кузов служит для размещения в вагоне пассажиров или грузов. Конструкция кузова зависит от назначения вагона. Так, каркас кузова грузовых крытых вагонов состоит из металлических стоек, дуг и балок фасонного профиля. Стены кузова обшиты стальными листами. Если стены обшиваются досками, то каркас кузова дополнительно имеет металлические раскосы. Потолочные дуги и фрамуги покрыты стальными листами, сваренными в стыках и образующими цельнометаллическую крышу. Раньше крыша грузового вагона покрывалась кровельной сталью, делалась без загрузочных люков и была менее прочной и недолговечной. Кузов имеет по две (или по одной) задвижных цельнометаллических двери с обеих сторон и по два люка на каждой продольной стене.

 

Каркас кузова цельнометаллического пассажирского вагона представляет собой единую сварную металлическую несущую конструкцию, состоящую из поперечных и продольных балок и стоек, а также дуг крыши. Наружная обшивка и крыша вагона выполнены из стальных гофрированных листов, привариваемых к каркасу. Такой кузов обладает большей прочностью и меньшей массой, приходящейся на одно пассажирское место. Внутренние перегородки, а также внутренняя обшивка стен выполнены из дерева, древесноволокнистых плит и полимерных материалов.

Основание кузова – рама – воспринимает продольные ударно-тяговые силы, действующие на вагон, и массу груза. Хребтовая балка рамы современных грузовых вагонов состоит из двух мощных стальных прокатных швеллерных или 2-образных балок, расположенных одна от другой на расстоянии, обеспечивающем размещение устройств автосцепки. Обе балки скреплены между собой стальными листами и образуют единую мощную конструкцию. К хребтовой балке прикреплены концевые (буферные) балки, поперечные и шкворневые балки, скрепленные боковыми продольными балками. Конструкция рамы полувагона или цистерны позволяет закрепить разгрузочные люки или котел.

Кузов опирается на ходовые части, которые передают на рельсы массу вагона с грузом.  К ходовым частям вагона относятся:

  • колесные пары, 
  • буксы с подшипниками,
  • рессорное подвешивание.

В четырехосных и многоосных вагонах все эти элементы объединяются в тележки, которые и обеспечивают более легкое прохождение вагонов на кривых участках пути и более плавный ход.

Основной тип тележки грузовых вагонов – двухосная тележка ЦНИИ-ХЗ с одинарным рессорным подвешиванием. Она состоит из двух литых боковин, в которых имеется средний проем (окно) для размещения пружин рессорных комплектов. В пазы боковых проемов вставлены корпуса букс колесных пар. Литая надрессорная балка тележки представляет собой брус коробчатого сечения, воспринимающий нагрузку от вагона через пятниковое соединение. Концы балки опираются на клиновые амортизаторы и через них на комплекты пружин. Клинья амортизаторов размещены в особых углублениях и соприкасаются своими вертикальными плоскостями со стальными сменными планками, укрепленными на боковинах. В зависимости от массы груза вагона каждый рессорный комплект тележки состоит из пяти-семи двухрядных пружин. Колесные пары для этой тележки имеют диаметр по кругу катания 950 мм. На кронштейнах боковин валиками укреплены подвески триангелей с тормозными колодками. Триангели соединены с вертикальными рычагами, а последние – с распорной тягой при помощи валиков, шайб и шплинтов. Для шестиосных грузовых вагонов построены трехосные тележки, а для восьмиосных – четырехосные, состоящие из двух сочлененных двухосных тележек типа ЦНИИ-ХЗ.

Под грузовыми вагонами еще имеется некоторое количество двухосных тележек с боковинами, отлитыми заодно с буксами, и поясные тележки, которые постепенно заменяются тележками типа ЦНИИ-ХЗ. Тележка двухосная КВЗ-ЦНИИ – наиболее совершенный тип тележки пассажирского вагона. Сварная рама тележки опирается на надбуксовые цилиндрические рессоры и через них на опоры роликовых букс колесных пар. Тележка имеет центральное рессорное подвешивание, состоящее из четырех трехрядных пружин, двух люлечных балок, четырех люлечных подвесок и боковых гидравлических гасителей колебаний. Тележки для вагонов массой брутто до 70 т имеют по одному с каждой стороны гидравлическому гасителю колебаний, а для вагонов массой брутто выше 70 т – по два гасителя.

Тележка цельнометаллических пассажирских вагонов прежних выпусков имеет центральное люлечное подвешивание, снабженное эллиптическими рессорами без гидравлических гасителей колебаний. Вагоны с такими тележками могут быть использованы для скоростей движения до 120 км/ч.

К основным характеристикам грузовых вагонов относятся:

  1. Грузоподъемность – максимальная масса груза в тоннах, которую можно перевозить в вагоне данного типа;
  2. Длина вагона;
  3. Тара – масса порожнего вагона;
  4. Коэффициент тары – отношение массы порожнего вагона к грузоподъемности (чем ниже коэффициент тары, тем экономичнее вагоны);
  5. Допустимые нагрузки от оси вагона на рельсы (осевая), а также от вагона на 1 м пути – определяют максимально возможную массу загруженного вагона (брутто);
  6. Объем кузова и площадь пола – определяют вместимость вагона;
  7. У открытого подвижного состава (платформ, полувагонов) важное значение имеет высота бортов или стен;
  8. При проектировании вагонов учитывается соотношение вместимости кузова и грузоподъемности. Вместимость крытого вагона характеризуется удельным объемом кузова, или отношением объема кузова вагона к его грузоподъемности, а вместимость платформы – удельной площадью пола или отношением площади пола к грузоподъемности.

Для пассажирских вагонов основной конструкционной характеристикой является отношение тары к числу мест для пассажиров. Чем меньше масса тары, приходящейся на каждое место, тем экономичнее вагон.


8 (495) 542-64-58

Мобильная версия сайта